Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня речь пойдет о развитии мышления у детей по методике американского профессора Эдварда де Боно. Его авторский метод помогает научить ребенка эффективно мыслить. Давайте познакомимся поближе.
Для начала приведу основные моменты, которые используются при применении этой методики:

— каждый может и должен думать
— мышление, это один из навыков, поддающихся развитию
— то что нам кажется ужасно сложным, можно сильно упростить
— нужно действовать постепенно и планомерно
— не нужно спорить о предмете, нужно исследовать его
— нельзя считать себя во всем правым, оппонент может предложить что-то конструктивное, полезное, наша задача – увидеть это
— почти всегда существуют альтернативные решения, идеи, которые мы пока не видим, но должны увидеть

 

 

Прежде чем понять эту методику, давайте поговорим немного об особенностях нашего мозга.
Допустим, вы пошли в магазин за картошкой. Пришли домой, а вас спрашивают, была ли в магизине морковь, какая, почем. А вы ответить ничего не можете, так как морковь в тот момент вас не интересовала. А картошка, ну прямо сама бросалась в глаза. Это говорит о том, что наш настрой во многом влияет на ситуацию.
Профессор Эдвард де Боно предлагает примерить на себя шесть разноцветных шляп. В шляпе красного цвета вы будете обращать внимание на одно, в шляпе зеленого – на другое. Таким образом, в щекотливой или непонятной ситуации, примерив на себя все шесть шляп, вы, возможно, сделаете правильный выбор.
Белая шляпа. Это цифры, факты, информация. Что нам известно о предмете? Какой информации не хватает?
Красная шляпа. Интуиция, эмоции, чувства. Что вы чувствуете по поводу данной проблемы?
Желтая шляпа. Выгода, преимущества. Стоит ли делать? Какая выгода, каковы результаты?
Черная шляпа. Здравый смысл, истина, соответствие фактов, осторожность. Насколько это безопасно? Возможно ли это? Сработает ли идея?
Зеленая шляпа. Новые идеи, альтернативы, исследования.
Синяя шляпа. Контроль над мышлением, над процессом. Подведение итогов.
Продумываем одну ситуацию, мысленно меняя шляпы, каждый раз в новом спектре, в новом ключе. Это помогает посмотреть на любое действие, предмет шире и увидеть его с другой стороны.

 

Как эти шляпы помогут нам в развитии мышления у детей.

Рассмотрим на примере. Допустим. Ваш ребенок утром говорит: я не пойду в детский сад. Вы спросите почему. Ответ6
— Меня ударили. Ребенок говорит вам о своих ощущениях (мысленно надеваем красную шляпу и пробуем попросить ребенка выразить все что он чувствует)
-тебе было больно или неприятно?
— Больно. Я катал машину, а он ударил меня по спине.
— Ты испугался?
— Да, я испугался, что упаду и сломаю машину.
— Но ты не упал?
— Нет, я заплакал, а потом убежал.
Дальше мысленно надеваем белую шляпу и решаем для себя выяснить, что это за мальчик. Часто ли он дерется. С кем дерется. Какие у него родители. Главное в данной ситуации избежать распространенного стереотипа: он ударил, значит он плохой, моего ударили, значит, мой хороший.
Надеваем зеленую шляпу. Она заставляет задуматься и выяснить. А вдруг, не хотел обидеть, а хотел поиграть. Или случайно стукнул? Может, ему хотелось эту машину и он стукнул не по злобе, а от того, что не мог ее взять?
Спрашиваем. Оказалось, да. Мальчик просил машинку, а я не хотел ему давать. Дальше настраиваем ребенка на креатив. Спрашиваем.
-А если бы это был твой друг Дима, ты бы дал ему поиграть машину.
— Конечно бы дал.
-Давай подумаем. Может, если бы ты дал машину тому мальчику, он бы тебя не ударил и даже смог бы стать тебе другом.
— Или можно было взять другую машину и играть вместе. (Надеваем синюю шляпу и предлагаем различные варианты игр с машинами)
Может это немного и кажется запутанным, но, если вы уловите суть, потренируетесь на простых ситуациях, примите это за игру разума, то потом пойдет все намного проще.

На сегодня все, а завтра я продолжу разговор о методике развития мышления у детей по методу Эдварда де Боно.

С вами была Светлана Пантелеева
figourant@gmail.com
Удачи всем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *